Актуальные КБК – расшифровка и полный перечень

Код бюджетной классификации (КБК) — важная система обозначения и классификации финансовых операций в рамках бюджетных и налоговых процессов. Этот механизм используется государственными и муниципальными органами, а также коммерческими организациями, для однозначной идентификации бюджетных статей, налоговых платежей и других финансовых операций.

В данной статье мы представим расшифровку и актуальный список КБК, расскажем, как узнать код бюджетной классификации, также разъясним каким образом эта система применяется в различных аспектах государственного и корпоративного учета.

Что такое КБК: расшифровка

Расшифровка КБК была представлены выше. Но по своей сути КБК — это многоразрядные коды, которые делятся на категории в зависимости от алгоритма и сферы применения.

Сегодня КБК разделяют на 4 основных вида:

  • коды государственных поступлений;
  • коды расходов;
  • коды, обозначающие источники финансирования дефицита бюджета;
  • коды операций государственного управления.

Коды бюджетной классификации используют физические лица, компании и индивидуальные предприниматели.

К перечню физических лиц, осуществляющих платежи, относятся самозанятые, а также владельцы недвижимости. Чаще всего эти категории плательщиков уплачивают НДФЛ, налог на профессиональный доход, а также транспортный, имущественный, земельный и водный налоги.

Физические лица также использую классификацию кодов при оплате штрафов, государственные пошлины и государственные услуги.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обычно делегируют функцию совершения платежей профильным специалистам (чаще всего этим занимаются бухгалтеры).

Деятельность ИП и компаний всегда связана с оплатой налогов и социальных взносов. Это означает, что для большей части платежей применяются коды доходов. Если на предприятии нет профильного сотрудника, собственнику бизнеса рекомендуется обращать особое внимание на КБК, связанные со страховыми взносами, НДФЛ, НДС, налогом на прибыль, УСН, ЕНВД и торговым сбором.

Последние актуальные изменения

Следующая информация будет полезна плательщикам КБК и тем, кто интересуется, что это такое в реквизитах. Изменения в действующую систему кодов вносятся не так часто. В последний раз это произошло в 2021 году.

Итак, Минфин внес в приказ от 17.05.2022 № 75н в ред. приказа от 22.11.2022 № 177н такие изменения:

  • 182 1 01 02080 01 1000 110 – оплата НДФЛ 15% с дохода свыше 5 млн. рублей;
  • 182 1 06 06032 14 1000 110 – земельный налог за участки, которые находятся на границе муниципального округа;
  • 182 1 05 04060 02 1000 110 – ПСН в муниципальный бюджет;
  • 182 1 07 01080 01 1000 110 – НДПИ при добыче полезных ископаемых с рентным коэффициентом, отличным от 1.

С этого момента никаких изменений в законодательство не вносилось, поэтому нижеприведенный перечень до сих пор остается актуальным.

Полный перечень КБК

Сегодня физические лица, компании и индивидуальные предприниматели при совершении платежей используют следующий перечень кодов.

Налоги на прибыль и доходы
Налог на прибыль организаций 000 1 01 01000 00 1000 110
Налог на прибыль физических лиц 000 1 01 02000 01 1000 110
Страховые взносы на ОСС
Страховые взносы 000 1 02 02000 00 1000 160
Налоги на товары, услуги, производимые на территории РФ
НДС (платеж, перерасчет, задолженность) 182 1 03 01000 01 1000 110  
Акцизы 000 1 03 02000 01 1000 110
Налоги на товары, услуги, ввозимые на территорию РФ
НДС (платеж, перерасчет, задолженность) [182,153] 1 04 01000 01 1000 110  
Акцизы 000 1 04 02000 01 1000 110
Совокупный доход
УСН 000 1 05 01000 00 1000 110
ЕНВД для отдельных видов деятельности 000 1 05 02000 02 1000 110
ЕСН 000 1 05 03000 01 1000 110
Патентная система налогообложения 000 1 05 04000 02 1000 110
Торговый сбор 000 1 05 05000 00 1000 110
Профессиональный доход 000 1 05 06000 01 1000 110
Налоги на имущество
Физических лиц 000 1 06 01000 00 1000 110
Организаций 000 1 06 02000 02 1000 110
Транспортный 000 1 06 04000 02 1000 110
Игорный бизнес (платежи) 000 1 06 05000 02 1000 110
Земельный налог 000 1 06 06000 00 1000 110
Единый налоговый платеж физлица 182 1 06 07000 01 1000 110
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами
Добыча полезных ископаемых 000 1 07 01000 01 1000 110
Роялти за добычу полезных ископаемых 000 1 07 02000 01 1000 110
Водный налог 182 1 07 03000 01 1000 110
Пользование объектами животного мира, водных ресурсов 000 1 07 04000 01 1000 110
Дополнительный доход от добычи углеводородов 000 1 07 05000 01 1000 110
Госпошлины
Рассмотрение дел в арбитражных судах 182 1 08 01000 01 1000 110
Рассмотрение дел в конституционных судах 000 1 08 02000 01 1000 110
Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции 000 1 08 03000 01 1000 110
Нотариальные действия 000 1 08 04000 01 1000 110
ЗАГС 318 1 08 05000 01 1000 110
Приобретение/выход из гражданства РФ [310,189,188] 1 08 06000 01 1000 110
Государственная регистрация 000 1 08 07000 01 1000 110
Госконтроль за обращением драгметаллов и камней 145 1 08 08000 01 1000 110
Госрегистрация ПО, баз данных 168 1 08 09000 01 1000 110
Госуслуги в сфере связи 000 1 08 10000 01 1000 110
Задолженности, перерасчеты по отмененным налогам и платежам
Налог на прибыль юрлиц (до 1.01.2005 г) 000 1 09 01000 00 1000 110
Акцизы 000 1 09 02000 00 1000 110
Использование природных ресурсов 000 1 09 03000 00 1000 110
Налог на имущество 000 1 09 04000 00 1000 110
Отмененные федеральные налоги и сборы 000 1 09 05000 01 1000 110  
Отмененные налоги по субъектам РФ 000 1 09 06000 02 1000 110
Отмененные местные налоги и сборы 000 1 09 07000 00 1000 110
Штрафы, пени, недоимка по страховым взносам 000 1 09 08000 00 1000 140  
ЕСН 000 1 09 09000 00 1000 110
Взносы в ПФ по периодам до 2010 000 1 09 10000 06 1000 160
Взыскания по взносам в ПФ 000 1 09 12000 06 1000 140
Налоги и другие платежи в бюджет РК 000 1 09 90000 00 1000 110
Доходы от ВЭД
Таможенные пошлины 000 1 10 01000 01 1000 110
Таможенные сборы 153 1 10 02000 01 1000 110
Таможенные налоги и пошлины для физлиц 153 1 10 05000 01 1000 110
Другие поступления от ВЭД 000 1 10 07000 01 1000 110
Авансовый платеж в счет будущих платежей 153 1 10 09000 01 1000 110
Залог (обеспечение) уплаты платежей 153 1 10 10000 01 1000 110  
Доходы от операций между странами ЕАЭС 000 1 10 11000 01 1000 000
Доходы от использования государственного и муниципального имущества
Доходы на прибыль в виде доли уставного капитала обществ или товариществ 000 1 11 01000 00 1000 120
Доходы от размещения бюджетных средств 000 1 11 02000 00 1000 120
Проценты от предоставления бюджетных кредитов 000 1 11 03000 00 1000 120
Доходы от аренды государственного и муниципального имущества 000 1 11 05000 00 1000 120
Доходы по соглашению об установлении сервитута государственных земельных участков 000 1 11 05300 00 1000 120
Доходы от публичного сервитута в отношении земельных участков 000 1 11 05400 00 1000 120
Доход в виде части прибыли ЦБ РФ 000 1 11 06000 01 1000 120
Платежи от унитарных предприятий 000 1 11 07000 00 1000 120
Прибыль от передачи госимущества в доверительное управление/залог 000 1 11 08000 00 1000 120
Другие доходы 000 1 11 09000 00 1000 120
Сбор за проезд по дорогам РФ с иностранного автотранспорта 108 1 11 10000 01 1000 120
Проценты по обязательствам ЕАЭС 000 1 11 11000 01 1000 120
Отчисления от гослотерей 000 1 11 12000 00 1000 120
Использование природных ресурсов
Негативное воздействие на окружающую среду 000 1 12 01000 01 1000 120
Использование недр 000 1 12 02000 00 1000 120
Использование водных биологических ресурсов 000 1 12 03000 01 1000 120
Использование лесов 000 1 12 04000 00 1000 120
Использование водных объектов 000 1 12 05000 00 1000 120
Использование рыбопромыслового участка 000 1 12 06000 00 1000 120
Продажа квот вылова или пользования водными биологическими ресурсами 000 1 12 07000 00 1000 120
Утилизационный сбор [182,153] 1 12 08000 01 1000 120
Экологический сбор 000 1 12 08010 01 1000 120
Продажа прав на охотохозяйственные соглашения 000 1 12 09000 01 1000 120
Платные услуги, компенсация государственных затрат
Доход от оказания платных услуг и выполнения работ 000 1 13 01000 00 1000 130  
Доход от компенсации государственных затрат 000 1 13 02000 00 1000 130
Доход от продажи активов
Продажа квартиры 000 1 14 01000 00 1000 410
Продажа государственного/муниципального имущества 000 1 14 02000 00 1000 000
Реализация выморочного имущества в госсобственности (основные средства) 000 1 14 03000 00 1000 410
Реализация выморочного имущества в госсобственности (материальные запасы) 000 1 14 03000 00 1000 440
Продажа нематериальных активов 000 1 14 04000 00 1000 420
Доля прибыльной продукции государства 000 1 14 05000 01 1000 440
Продажа государственных и муниципальных земельных участков 000 1 14 06000 00 1000 430
Оплата увеличения частных участков за счет перераспределения государственных и муниципальных 000 1 14 06300 00 1000 430
Продажа недвижимости вместе с участком, находящимся в федеральной собственности 000 1 14 07000 00 1000 410
Отпуск семян из федерального фонда 000 1 14 08000 01 1000 440
Выпуск материальных ценностей из госрезерва 000 1 14 10000 01 1000 440
Привлечение осужденных к оплачиваемому труду [320,187] 1 14 11000 01 1000 440
Продажа продукции особого хранения [725,141] 1 14 12000 01 1000 440
Приватизация государственного и муниципального имущества 000 1 14 13000 00 1000 000
Распоряжение и реализация конфискованным имуществом, иным имуществом, обращенным в госсобственность (основные средства) 000 1 14 14000 00 1000 410
Распоряжение и реализация конфискованным имуществом, иным имуществом, обращенным в госсобственность (материальные запасы) 000 1 14 14000 00 1000 440
Административные сборы, платежи
Сборы 000 1 15 01000 01 1000 140
Платежи 000 1 15 02000 00 1000 140
Лицензионные сборы 000 1 15 03000 00 1000 140
Консульские сборы 310 1 15 04000 01 1000 140
Патентные пошлины 000 1 15 05000 01 1000 140
Плата импортерами за акцизные марки 153 1 15 06000 01 1000 140
Сбор за проведение государственной экологической экспертизы 000 1 15 07000 01 1000 140
Курортный сбор 000 1 15 08000 02 1000 140
Санкции, штрафы, возмещение ущерба
Административные штрафы за правонарушения 000 1 16 01000 01 1000 140
Административные штрафы за незаконный оборот/производство этилового спирта и алкоголя 000 1 16 01330 00 1000 140
Административные штрафы, установленные законодательством субъектов РФ 000 1 16 02000 02 1000 140
Судебные штрафы (УК РФ) 000 1 16 03000 01 1000 140
Судебные штрафы 000 1 16 04000 01 1000 140
Налоговые штрафы 000 1 16 05000 01 1000 140
Проценты при нарушении сроков соглашений между государствами ЕАЭС 000 1 16 06000 01 1000 140
Штрафы, неустойки и пени 000 1 16 07000 00 1000 140
Конфискованные в пользу государства средства (по обвинительному приговору) 000 1 16 08000 00 1000 140
Конфискованные в пользу государства средства (по решению суда) 000 1 16 09000 00 1000 140
Возмещение ущерба 000 1 16 10000 00 1000 140
Возмещение вреда 000 1 16 11000 01 1000 140
Отчисления в ПФ РФ 000 1 16 12000 06 1000 140
Поступление средств от перевозчика при неисполнении им обязанностей по обязательному страхованию 106 1 16 13000 01 1000 140

Для чего нужны коды бюджетной классификации

Упрощение процедуры составления бюджетов регионального и федерального назначения — основная задача КБК. Однако цифровые обозначения используются также для:

  • бюджетного исполнения: с помощью КБК контролирующие органы могут убедиться, что бюджетные ассигнования используются в соответствии с установленными законодательством целями и назначением;
  • финансовый учет и отчетность: наличие кодов упрощает процесс составления финансовых отчетов и аудит;
  • налоговый учет: коды применяются в системе налогового учета и позволяют точно определить объем налоговых обязательств по разным видам налогов и сборов;
  • анализ бюджетной политики: коды бюджетной классификации используются для проведения анализа бюджетных показателей и оценки эффективности бюджетной политики;
  • учет и контроль бюджетных средств: КБК помогают соблюдать прозрачность и законность использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

В целом, КБК является важным инструментом для управления государственными финансами и обеспечения их прозрачности и эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расшифровка и структура КБК

Коды бюджетной классификации состоят из 20 цифр, каждая из которых несет определенную смысловую и информационную нагрузку.

Цифры КБК в платежном поручении — это разряды. Далее поговорим про обозначения каждой из них:

  • 1-3 разряды – это обозначение главного администратора дохода;
  • 4-6 разряды – кодировка самого взноса;
  • 7-8 разряды – статьи дохода;
  • 9-11 разряды – подстатьи дохода;
  • 12-13 разряд – вид бюджета (федеративный, региональный);
  • 14-17 разряд – тип платежа (штраф, налог, взнос);
  • 18-20 разряд – экономическая классификация дохода (доход от оказания услуг, доход от продаж).

Человеку, не разбирающемуся в бухгалтерии, трудно с первого взгляда определить характер платежа. Однако опытные специалисты, досконально знающие структуру цифрового кода, могут сразу выяснить о каких отчислениях идет речь.

Если оплату совершает физическое лицо, то в большинстве случаев в квитанции, предложенной банкам, уже прописан нужный код. Однако, предприниматели, которые ежемесячно сталкиваются с необходимостью вносить платежи, должны знать, что такое КБК в квитанции.

Код бюджетной классификации: как узнать

Плательщики, которые самостоятельно занимаются процессом внесения платежей, не всегда знают, какой именно код необходимо использовать в каждом конкретном случае.

Не знаете какой код использовать? Для того чтобы уточнения реквизитов можно:

  • запросите КБК у получателя платежа;
  • обратиться к представителям налоговой службы (информацию о нужном коде можно также узнать через электронные сервисы налоговой службы);
  • поискать в официальных источниках (например, в Министерстве финансов, Министерстве экономического развития);
  • использовать банковские системы (консультанты банка помогут найти соответствующий КБК);
  • используйте онлайн-сервисы и приложения.

При отправке платежа необходимо удостовериться в правильности заполнения кода. Если вы не можете доверить процесс оплаты бухгалтеру, обязательно удостоверьтесь, что вы используете актуальные КБК, так как они могут изменяться с течением времени.

Почему меняются коды бюджетной классификации

КБК — достаточно постоянная единица. Изменения в перечень кодов вносятся редко. Это происходит обычно при наличии веских оснований, например:

  • внесение изменений в законодательство;
  • обновление бюджетных программ и приоритетов;
  • улучшение учета и отчетности;
  • совершенствование административных процессов.

Важно учесть, что введение новых законодательных норм, может повлечь за собой принятие новых статей доходов и расходов, соответственно представители министерств вынуждены вводить новые коды. Без таких изменений совершать платежи будет невозможно.

Есть еще одна причина, по которой законодатель вносит изменения в реестр КБК. Бытует мнение, что коды могут меняться или дополняться новыми комбинациями из-за изменений структуры государственного сектора.

И все же основной причиной изменения кодов является принятие нового федерального бюджета. Новый бюджет принимается каждый год, однако это не означает, что КБК также будут меняться. Правки вносятся только в том случае, если формирование нового бюджета подразумевает под собой принятие нового порядка распределения средств.

Что делать, если в КБК допущена ошибка

Ошибки в основном допускают плательщики, которые недавно начали заниматься процессом перечисления средств. Неправильный код может повлечь за собой большие проблемы, начиная от отказа в проведении операции, заканчивая привлечением к административной ответственности.

Допустили ошибку? Не стоит расстраиваться, у этой проблемы есть достаточно простое решение.

Важно учесть, что деньги в любом случае будут отправлены, но отсутствие правильного кода ставит под сомнение поступление средств в конкретное подразделение. В такой ситуации возникает недоимка по одной статье и переплата по другой. Как только представители власти обнаружат “недостачу”, они вынесут постановление о привлечении плательщика к административной ответственности.

Штрафа можно избежать, если своевременно направить представителям налоговой инспекции письмо-уточнение.

Процедуру исправления ошибки условно можно разделить на такие этапы:

  • составление уточнения;
  • отправка письма и копии неправильно заполненного платежного документа;
  • устранение ошибки;
  • перевод средств на счет, соответствующий правильной кодировке.

Повторно оплачивать налог не нужно. Деньги переводятся автоматически.

Бывают ситуации, когда плательщику нужно вернуть деньги, отправленные по неправильному КБК. Это более длительная процедура, которая связана с заполнением огромного количества бумаг и переживаниями. В отдельных ситуациях добиваться возврата придется через суд.

Хотите избежать подобных проблем? Рекомендуем привлекать к процессу отправки денег профильных специалистов, которые досконально знают коды и следят за изменениями законодательных норм.

Несколько полезных советов

Налоговый и бухгалтерский учет — достаточно сложная сфера деятельности, которая требует постоянного совершенствования. Сегодня в погоне за постоянной экономией денежных средств, многие предприниматели принимают решение о самостоятельном ведении бухгалтерии.

Если вы относитесь к их числу, рекомендуем внимательно изучить правила учета и отчетности.

Упростить процесс сдачи отчетности можно с помощью специальных бухгалтерских программ, таких как 1С. Использовать полный функционал программы можно после прохождения обучения. Предприниматели, не имеющие достаточной подготовки, могут использовать онлайн сервисы. Такие программы имеют платный функционал. Но не стоит экономить на подписке, ведь штрафы за недоимку значительно превышают стоимость функционала платных программ.

Не всегда ошибку можно обнаружить своевременно. Хотите избежать проблем, связанных с неправильным указанием кода? Рекомендуем после совершения платежа обращаться к налоговому инспектору для уточнения поступления денег на нужный счет.

Многие налогоплательщики понимают, что допустили в коде ошибку только после того, как получили извещение о начислении штрафа. В такой ситуации необходимо сразу связаться с представителем ИФНС и объяснить ему проблему. Далее действуем по стандартному алгоритму — отправляем письмо-уточнение, прикрепив к нему копию платежного документа.

В большинстве случаев, налоговые инспекторы входят в положение налогоплательщика и пересчитывают начисленную пеню. Если инспектор не удовлетворяет требование налогоплательщика, налогоплательщик получает возможность обратиться в суд. Однако в данном случае желательно, чтобы его интересы представлял профильный юрист.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Индивидуальный предприниматель занимается торговлей товара. Какой код бюджетной классификации необходимо применять при уплате НДС в 2023 году?

В данном случае используется КБК 182 1 03 01000 01 1000 110

Компания оплатила страховой взнос, но в коде была допущена ошибка. Деньги на счет не поступили. Как правильно действовать в этой ситуации?

Если средства не поступили на счет, значит налогоплательщику придется заново производить оплату. Если есть недоимка, также необходимо уплатить штраф. Вернуть деньги в данной ситуации можно через суд.

Компания отправила деньги, но допустила ошибку в коде. Деньги поступили на счет фонда. Стоит ли волноваться?

В данной ситуации не должно быть проблем. Избежать штрафов и доначислений можно с помощью своевременно отправленного заявления о перерасчете.

Как физическому лицу подобрать КБК

Процесс подбора кодов лучше доверить профильному специалисту. Только так можно избежать ошибок и штрафов.

Итоги

  • неправильное указание Кода бюджетной классификации может повлечь за собой значительные проблемы (задержки в платежах, неверное зачисление средств и проблемы с налоговой);
  • важно тщательно проверять и удостоверяться в правильности КБК при каждой финансовой операции;
  • корректное использование КБК важно для соблюдения законодательства и предотвращения финансовых проблем;
  • изменения в перечень КБК вносятся редко, но налогоплательщикам все равно необходимо отслеживать действующие нормы;
  • деньги, отправленные с указанием неправильного кода, можно вернуть;
  • пеню за недоимку можно уменьшить с помощью своевременно отправленного уточняющего заявления.